вторник, 14 января 2014 г.

Кто живет и работает в Калининграде? AIGRIND

Всем привет, сегодня пост о компании, которая делает игры.

О ней мы узнали от Михаила Кузьмина, с которым познакомились, когда искали крутых маркетологов для Подвижного Форка. В итоге, Михаил выступил там с докладом. Еще эта компания активно помогает Форку, она была партнером двух наших встреч, включая декабрьскую, посвященной играм. Если честно, то нам кажется немного странным, что мы не написали о ней раньше.

Я встретилась с Татьяной Прокудиной, заместителем директора компании, и Михаилом Кузьминым, директором по маркетингу в AIGRIND. Они рассказали мне историю компании, и много других интересностей.

AIGRIND  (http://warspear-online.com, Twitter, FB)



       



Почему такое название у компании? Мы долго думали над названием. Нам хотелось, чтобы название было на букву А, наверное, понятно, почему. Было много всяких разных вариантов. В итоге выбрали AIGRIND. Слово состоит как-бы из двух частей: AI и GRIND. AI - это, наверное, наследие предыдущей компании, в которой работал основной состав новой компании, и которая имела в своем названии слово HiTech. AI (artificial intelligence) тоже из разряда HiTech. А вторая часть слова появилась потому, что у нас ребята тогда много играли в различные ММОРПГ, в том числе в World of Warcraft. Там широко использовался термин “гриндить”, и мы его решили использовать в названии, т.к. работали в тот момент как раз над созданием мобильной ММОРПГ. Если кто не знает, “grind” означает выполнение большого количества действий для получения какого-то ресурса. Но нам больше нравится другое значение: работать усердно, кропотливо. Без этого хорошей ММО игры не получится.



Год основания, История основания компании:  2010 год.
Можно сказать, что компания берет свое начало от другой калининградской компании HeroCraft. В 2005 году один из ее основателей - Андрей Петров - решил создать свою компанию HeroCraft HiTech с целью начать делать игры для смартфонов. Напомним, что это был 2005 год, тогда еще не было айфона, андроида, но у Андрея была четкая уверенность, что смартфоны (тогда это были Palm, Windows Mobile, Symbian) в ближайшее время заменят обычные телефоны. HiTech начал делать первые проекты, они были сетевыми, игроки соединялись не через интернет, а по блютус. Эти игры не стали успешными, но дали команде опыт разработки сетевых проектов. Потом пришла идея сделать настоящую ММО игру, которую назвали Warspear Online - это наш текущий проект, на основе технологий, которые у нас уже были наработаны. Кстати, к тому моменту у нас был, возможно, единственный в мире кросплатформенный движок. Это было еще до Unity, Marmalade и проч. Было сделано несколько версий, несколько раз переделывали все с нуля.

дресс-код Айгринда


К HeroCraft вы уже не имеете никакого отношения?  Да, не имеем, хотя мы работаем на одном рынке и все дружим, это совершенно разные компании. HeroCraft HiTech тоже кстати не имело никакого отношения к HeroCraft. Нас очень часто путали и это стало одной из причин почему мы сменили название. Есть игроки, которые до сих пор уверены, что Warspear Online делал HeroCraft, некоторые СМИ нас путали.


А почему вы взяли тогда название HeroCraft HiTech?  Компания создавалась как самостоятельная единица, не принадлежащая HeroCraft. Но у обеих компаний был общий основатель - Андрей Петров. Приставка HiTech говорила о том что мы делали игры для телефонов будущего - смартфонов. По началу это очень помогало, пока еще компания была не такой известной, но потом из-за этого стали возникать проблемы.



Откуда появились люди в компании? Как сформировалась команда?
В HiTech работало в лучшие времена около 20 человек, потом команда уменьшилась до 5 из-за отсутствия финансирования. Какое-то время мы таким составом работали над Warspear Online. У нас было не очень много игроков, но мы с ними активно общались, получали фидбек и развивали проект. Именно они вдохновляли нас продолжать работу. Потом пришел инвестор, который поверил в наш проект, и мы начали набирать новую команду.
Геймдевелоперов в Калининграде не много, и для большинства наших коллег AIGRIND стал первой работой в GameDev. Люди наудачу отвечали на наши объявления о вакансиях и мы их брали, потому что они неплохо разбирались в том, как устроены игры, не смотря на то, что в этой области не работали. Можно сказать, что команду мы набрали по объявлениям. Команда получилось хорошая. Хотя, поначалу было сложно, т.к. ребята были без опыта, мы учили их тому, что знали и учились сами. Иногда получалось так, что некоторые не подходили на предложенные должности, они менялись местами, старались делать то, что им больше нравится, и на новом месте они показывали себя с лучшей стороны.


Сколько сейчас человек работает у вас?
В команде сейчас больше 30 человек (программисты, художники, геймдизайнеры, маркетологи). Все ребята работают в Калининграде

Расскажите о том, чем занимаетесь:
Компания занимается разработкой онлайн игр для мобильных устройств. Самый крупный наш проект это - Warspear Online. Это, наверное, единственная ММОРПГ в мире, которая поддерживает такое количество платформ. В игру можно играть на  iOS, Android, Windows Mobile, Symbian, Windows Phone 8, и даже на Linux. Есть версия игры для PС, но это скорее как дополнительный бонус. Мы используем собственный кросплатформенный движок для создания игры.

Warspear Online - это классическая 2D фентези ММОРПГ.  По всему миру у нас сейчас запущено 7 серверов: в СНГ 3 сервера, 2 сервера для Америки, 1 для Европы и 1 для Китая. Игра наиболее популярна в России и в странах СНГ. Популярность на русскоговорящем рынке объясняется тем, что самая первая версия игры была запущена в России на русском языке. У нас любят русифицированные версии, да и коммьюнити здесь самое старое и развитое. Основная аудитория игры это школьники старших классов и студенты младших курсов. Еще игра очень популярна в Юго-Восточной Азии.

Основное наше преимущество и одновременно наш недостаток, что Warspear Online - это единственная ММОРПГ, которая для игры не требует сильных мощных телефонов. В игру можно играть с недорогих смартфонов. Тут наша игра чувствует себя очень-очень хорошо.
В июле этого года мы отпраздновали появление 3 миллионного игрока в нашей игре.


Какие специалисты работают у вас в компании?
Как обычно, в любой GameDev компании у нас есть программисты. Специфика наших программистов в том, что у нас есть клиентские программисты, которые занимаются разработкой клиентской части игры и портированием ее на различные мобильные платформы, и есть серверные, которые пишут серверную часть. Есть программисты баз данных, есть веб-программисты, которые пишут инструментарий для игры. Основные языки программирования, используемые для разработки непосредственно игры: C++, С#.


У нас есть также системные администраторы, которые следят за игровыми серверами, решают всевозможные проблемы, связанные с их работой.



Над внешним видом игры работают художники. Поскольку в проекте используется 2D арт, приближенный к пиксель-арту, то в основном это 2D художники.


У нас 3 вида геймдизайнеров: геймдизайнеры, отвечающие за механику и экономику игры и нарративные геймдизайнеры, а также дизайнер локаций и контента, совмещающий эту задачу с художниками и нарративными дизайнерами. Он ставит последнюю точку в дизайне локаций (расставляет, перекрашивает предметы, персонажей, следит за прочими мелочами).
Нарративные геймдизайнеры, или сценаристы, это люди, которые пишут квесты, следят за общей историей нашего мира. Они развлекают игрока и ведут его от одной локации к другой. Они придумывают, что будет делать игрок и как он это будет делать. (Чуть подробней об этом рассказывал Юрий Калинин из AIGRIND-а на Игровом форке)
Гейм-дизайнер, который следит за механикой игры, за тем, чтобы  работала вся внутренняя кухня, он отвечает за всю математику, которая происходит в расчетах всевозможных параметров игры, персонажа, предметов и проч. ММОРПГ - это очень сложная система, в которой все легко поломать и даже не заметить.

Есть отдел тестирования. Здесь работают люди которые следят за тем, чтобы игра работала. Наша игра может запускаться на огромном количестве устройств, поэтому выпуск каждого обновления сопровождается тем, что к тестированию привлекаются дополнительно техподдержка и коммьюнити менеджмент - это люди, которые общаются с игроками, собирают фидбек и передают его в разработку.  Коммьюнити менеджмент для нас очень важен от него зависит будут ли счастливы наши игроки или нет, они следят за настроением игроков и влияют на то как будет развиваться игра.

Отдел маркетинга и аналитики. Наш проект работает по схеме free-to-play, основные деньги мы получаем с продажи товаров в игре, поэтому постоянно нужно анализировать как продаются товары,  изменять цены, активизировать продажи, устраивать акции, скидки, конкурсы.



То есть вся "машина" работает  примерно так. По сути получилась мини-лекция о том как создать свою игровую компанию.



Какие позиции  в компании являются начальными? Берете ли вы на работу студентов?
Мы растем и развиваемся, сейчас нам нужны профессионалы под новые проекты. Однако к нам можно попасть и без опыта работы, обычно это начальные позиции  -  тестирование или комьюнити, но все будет зависеть от человека и его умений. Мы рассматриваем кандидатуры и среди студентов.


Со студентами у нас сейчас эксперимент. У нас работают три студента-программиста над проектом, который мы пока держим в секрете. Проект появился после очередной "пятницы маленьких проектов". У нас таких пятниц было пока три. Суть в том, что раз в месяц мы выделяем пятницу, когда наши  сотрудники могут работать над своими собственными проектами. В понедельник желающие выдвигают свои идеи, в течение недели все потихоньку разбиваются на команды, в пятницу приступаем к обсуждению идей и их реализации. На одной из пятниц, возникла идея небольшого проекта, студентам отдали ее на реализацию. Они работают у нас сейчас в офисе, директор сам дает им задания и занимается с ними. Посмотрим, что из этого получится.
Со студентами мы кстати познакомились на ФоркКонф, они к нам подошли и сказали, что хотели бы у нас работать.


Вообще студентам надо сажать мысль в голову, что в Калининграде развита индустрия разработки игр и у нас не 2-3 компании разработчика игр как некоторые думают, а их уже около 30. И что после выпуска из университета, а еще лучше во время учебы в нем, можно прийти и начать делать игры, это интересно и перспективно. Калининградский геймдев имеет свою интересную историю, которой уже больше 15 лет.
И в GameDev могут прийти работать студенты не только технических специальностей, но и к примеру, нам нужны в проект экономисты, которые бы занимались экономикой нашего виртуального мира. Поэтому в GameDev востребованы не только программисты, художники и гейм дизайнеры, но и экономисты, аналитики, музыканты и вообще много разных специальностей.


Какими навыками и качествами должен обладать студент, чтобы попасть к вам?
Для начала, обыграть директора, зам. директора и директора по производству в BaboViolent - шутка.


Первое - это разбираться в играх и стремление к самосовершенствованию в области геймдева. Если вы программист, маркетолог, геймдизайнер - вам нельзя стоять на месте, нужно все время учиться.


Знание английского языка помогает в игровой индустрии. Для программистов начальный уровень -  чтение технической литературы, документации. И если программист собирается расти, то ему надо будет общаться со внешними контактами, например с тем же Microsoft, если возникнет техническая проблема. У MS все технари сидят в Америке и не знают русского, общаться письмами можно неделями, а звонок и живое общение может быстро помочь разобраться в проблеме.

Вы помогаете специалистам из других городов с переездом?
Да, мы готовы помогать. У нас, например, работает программист из Белоруссии. Вначале было собеседование по Скайпу, потом он приехал в Калининград, и мы ему с этим помогли. Есть и другие специалисты из городов России.
Вообще, это не такое частое явление, большинство специалистов при переезде ориентируются на Питер или Москву. Хотя в Калининград тоже едут. Очень много людей в последнее время приехало из Владивостока, но эту волну спровоцировал Гусаров, когда перевез свою студию в Калининград - во Владивостоке узнали, что в Калининграде хорошо и люди стали сюда переезжать.


Интересная история (факт):
У нас много традиций, есть смешные традиции.
У нас все сотрудники в офисе ходят в тапочках. Это пошло еще с тех времен, когда самые первые работники компании (тогда еще HiTech’a) начинали работать на квартире, как и любая ИТ компания. В квартире все обычно переодевают обувь, и у нас эта традиция перекочевала в офис. Многие, кто к нам приходят в гости, подмечают эту деталь и говорят, что у нас все очень по домашнему. Однажды к нам на собеседование пришел кандидат, увидел ряд тапочек под вешалками для одежды и спросил: “у вас тут что, секта что ли? тапки-то зачем?” Мы смеялись.
Совсем недавно появилась традиция "пятниц маленьких проектов", о которой мы рассказывали выше.
Коллектив у нас дружный, мы периодически зависаем в барах, ходим в кино, ездим в Польшу небольшими компаниями. Корпоративы - обязательный атрибут нашей жизни в компании.
На день рождения есть традиция вместо того, чтобы… хотя нет, это наверное слишком личная традиция, кто придет к нам в компанию, тот о ней узнает.




Еще почитать и посмотреть:



1 комментарий:

  1. Занятно.хотелось бы побольше узнать о других проэктах.и про идею варспира.сам играю в эту игру уже года 3.вы молодцы ребята.успехов вам в ваших начинаниях.

    ОтветитьУдалить